Занятие 3

Тема "Развивающий потенциал учебника математики 

как средства достижения метапредметных результатов образования" 

 В структуре ФГОС НОО важное место занимают требования к личностным, предметным и метапредметным результатам образования. Курс математики нацелен на обеспечение этих требований.

          Рассмотрим содержание учебника математики с точки зрения выявления потенциала для формирования универсальных учебных действий. УУД представляют собой целостную, взаимодополняющую систему. Тем не менее, выделим некоторые учебные действия, формируемые в процессе освоения предметного содержания.   Для этого рассмотрим возможность формирования УУД на примере нескольких заданий при изучении темы «Четырехзначные числа» в учебнике математики Истоминой Н.Б.

На изучение четырехзначных чисел в авторской программе  отводится 11 часов, в учебнике для этого предусмотрены 100 практических заданий. Значительная их часть направлена не только на формирование предметных умений, но и на формирование познавательных универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.

     Ученик научится:
     Проводить сравнение и классификацию чисел по заданным критериям; выявлять признак разбиения на группы (в учебнике 11 подобных заданий);

№216. Чем похожи числа в каждом столбце? Чем отличаются?
3200        2300           5700          8900
3020        2030           5070          8090
3002        2003           5007          8009







 





  
     

    Ученик научится: 
     устанавливать причинно-следственные связи; высказывать предположения и проверять их, выполняя действия (5 заданий).  
  







 
     Ученик научится:
     Выявлять правило (закономерность) в записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу (6 заданий); 
      
Как видим, работа над формированием УУД идет в тесной связи с изучением математического содержания. Интеграция предметных и метапредметных действий углубляется, если акцент делается не только на самом знании и умении, но и на способах их получения.
 Последовательность действий НАБЛЮДАЕМ – ОБОБЩАЕМ – КОЛЛЕКТИВНО ФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД  в таком случае, будет  направлена в том числе и на формирование регулятивных УУД.

На материале учебника в теме «Четырехзначные числа» можно поработать над развитием умения планировать в сотрудничестве с учителем действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по намеченному плану (инструкции), выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения).

Например,

№ 169. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки

100 х 4 …100+100+100+100+100

100 х 6 …100+100+100+100+100+100

100 х 8 … 100+100+100+100

100 х 3 …100+100+100

100 х 7 …100+100+100+100+100

·       Догадайся, каким правилом можно пользоваться при умножении любого числа на 100?

·       Проверь свою догадку на калькуляторе.

·       Запиши, чему равны значения произведений.

3 х 100         10х100         12х100         25х100         47х100

·       Проверь свои ответы на калькуляторе.

 Работая по учебнику над  темой «Четырехзначные числа», возможно организовать и работу в парах, в группах.Для этого можно использовать задания, предполагающие разные способы решения.

При этом ученики должны будут договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Что, безусловно, создаст условия для формирования коммуникативных УУД.

Таким образом, задания к теме "Четырехзначные числа", представленные в учебнике математики Истоминой Н.Б., обладают достаточным потенциалом для формирования всех видов УУД.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Оставьте здесь свои комментарии.