Тема "Развивающий потенциал учебника математики
как средства достижения метапредметных результатов образования"
В структуре ФГОС НОО важное место занимают
требования к личностным, предметным и метапредметным результатам образования.
Курс математики нацелен на обеспечение этих требований.
Рассмотрим содержание учебника
математики с точки зрения выявления потенциала для формирования универсальных
учебных действий. УУД представляют собой целостную, взаимодополняющую систему.
Тем не менее, выделим некоторые учебные действия, формируемые в процессе
освоения предметного содержания. Для
этого рассмотрим возможность формирования УУД на примере нескольких заданий при
изучении темы «Четырехзначные числа» в учебнике математики Истоминой Н.Б.
На
изучение четырехзначных чисел в авторской программе отводится 11 часов, в учебнике для этого
предусмотрены 100 практических заданий. Значительная их часть направлена не
только на формирование предметных умений, но и на формирование познавательных
универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.
Ученик научится:
Проводить сравнение и классификацию чисел по заданным критериям; выявлять признак разбиения на группы (в учебнике 11 подобных заданий);
Проводить сравнение и классификацию чисел по заданным критериям; выявлять признак разбиения на группы (в учебнике 11 подобных заданий);
№216.
Чем похожи числа в каждом столбце? Чем отличаются?
3200 2300 5700 8900
3020 2030 5070 8090
3002 2003 5007 8009
Ученик научится:
устанавливать причинно-следственные связи; высказывать предположения и проверять их, выполняя действия (5 заданий).
Ученик научится:
Выявлять правило (закономерность) в записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу (6 заданий);
Выявлять правило (закономерность) в записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу (6 заданий);
Как видим, работа над формированием УУД идет в тесной связи с изучением математического содержания. Интеграция предметных и метапредметных действий углубляется, если акцент делается не только на самом знании и умении, но и на способах их получения.
Последовательность действий НАБЛЮДАЕМ –
ОБОБЩАЕМ – КОЛЛЕКТИВНО ФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД
в таком случае, будет направлена в
том числе и на формирование регулятивных УУД.
На
материале учебника в теме «Четырехзначные числа» можно поработать над развитием
умения планировать в сотрудничестве с учителем действия в соответствии с
поставленной задачей, действовать по намеченному плану (инструкции), выполнять
действия самоконтроля (по ходу и после завершения).
Например,
№
169. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки
100 х 4
…100+100+100+100+100
100 х 6
…100+100+100+100+100+100
100 х 8 …
100+100+100+100
100 х 3 …100+100+100
100 х 7
…100+100+100+100+100
·
Догадайся,
каким правилом можно пользоваться при умножении любого числа на 100?
·
Проверь
свою догадку на калькуляторе.
·
Запиши,
чему равны значения произведений.
3 х 100 10х100 12х100 25х100 47х100
·
Проверь
свои ответы на калькуляторе.
Работая по учебнику над темой «Четырехзначные числа», возможно
организовать и работу в парах, в группах.Для этого можно использовать задания, предполагающие разные способы решения.
При
этом ученики должны будут договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; контролировать действия партнера, задавать вопросы,
строить понятные для партнера высказывания. Что, безусловно, создаст условия для формирования коммуникативных УУД.
Таким
образом, задания к теме "Четырехзначные числа", представленные в учебнике математики Истоминой Н.Б., обладают достаточным потенциалом для
формирования всех видов УУД.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Оставьте здесь свои комментарии.